Логотип Хроноп
Copyright

Перепечатка и другое использование любых материалов с этого ресурса разрешено только при условии указания источника ХРОНОП.РУ и гиперссылки на http://www.hronop.ru/

Последние комментарии
Вадим Демидов вКонтакте
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД

Сергей Мудрик История нижегородского Хронопа (Звуки ру)

    История нижегородского Хронопа в альбомах История нижегородского Хронопа полна разного рода полумифических и реальных жизненных и творческих перипетий. Иногда предсказуемых, иногда совершенно удивительных. Коллектив, названный в честь незадачливого героя «Жизни хронопов и фамов» Кортасара, несмотря на ряд предоставляемых судьбой шансов, умудрялся всех их по той или иной причине лишаться. Тем самым сроднив себя с книжным прообразом (как корабль назовёшь…).

   Для начала впору вспомнить слова уважаемых людей.

   Артемий Троицкий: «Хроноп был прекрасной группой, но недооцененной. Можно сказать, что они были слишком хороши для того, чтобы иметь массовый успех, потому что все-таки не было у них ни цоевской харизмы, ни шевчуковой страстности, это была скорее интеллектуально-поэтическая глубокая музыкальная группа. Вадим Демидов — блестящий автор. Если бы я составлял какой-нибудь хит-парад лучших авторов русского рока, то Вадим, несомненно, вошел бы в первую десятку».

   Захар Прилепин: «Хроноп удивительным образом пронес свое волшебство через все, что было приметами нашего быта, нашего социума, нашей тоскливой политической жизни. Приметы времени в «Хронопе» остались — но они настолько органично включены в контекст песен, что перестают быть пошлостью и публицистикой, и становятся искусством. Хроноп — неповторимое сочетание музыки, слов, ритма, интонации; это даже не творчество, а почти природа, имеющая праосновой минутное вдохновение Того, Кто над нами».

   Группа возникла в 1985 году в закрытом городе Горький. Вдохновленные арт-роком, «новой волной» и творчеством Бориса Гребенщикова, молодые парни взяли в руки инструменты, коими владели не очень уверено, и за несколько лет музицирования записали ряд магнитоальбомов. От акустических поделок разной степени удачливости новособранная группа медленно двигалась к «электрической» самореализации, благо, в ту пору по всей стране набирали ход живые рок-фестивали. Приняв участие в некоторых из них, в том числе на знаменитом фесте в Подольске, группа записывает песню «Костёр» для советско-датского сборника «Next Stop Rock’n’roll» (выиграв право на соответствующем отборе):

   В 1990 году же группа принимается за запись первого полноценного альбома «Здесь и сейчас», после чего играет в двух турне «Рок чистой воды». Пластинка звучит довольно интересно — все, чем Вадим Демидов и компания были воодушевлены, взявшись пяти годами ранее за инструменты, нашло своё отражение на этой пластинке. То бишь и пост-панк, и арт-рок. Отличительной чертой звучания коллектива была неизменная солирующая флейта. Через пару лет похожее использование этого инструмента продемонстрирует на своих работах группа BLIND MR. JONES, правда, уже поверх набравшего обороты шугейза. «Здесь и сейчас» выходит на виниле на Мелодии.

   Несмотря на то, что официально группа распалась лишь в 2000 году, официальных релизов на этом этапе её существования больше не выходило. От мелодиевской пластинки до выхода на «Союзе» альбома «Любитель Жидкости» прошло 16 лет. Тем не менее, в официальной дискографии группы следующим значится альбом, записанный в 1991 году. «Легче воды» также описал Александр Кушнир в своём эпическом труде «Сто магнитоальбомов советского рока»: «Песни «Хронопа», с любовью сочиненные, ласково аранжированные и нежно спетые — воистину добро, но не то, что теплее солнышка, а то, что легче воды. В них естественным образом переплелись отголоски восточной философии и современной западной литературы, отрывки из Маяковского и реплики Ричарда Гира, особенности поэтики Гребенщикова и Дэвида Бирна. Часы на стене, дождь за окном, на стеллажах пластинки с Олдфилдом и томики Кортасара, легкое сухое вино и нескончаемые споры о красоте португальских женщин». Возможно, лучший альбом, записанный за всю историю группы. Издания на пластинке не случилось из-за очередной нагрянувшей волны кризиса, и альбом получил распространение лишь переписываясь на пленки.

   После этого альбома музыка у группы продолжала усложняться, окончательно уйдя в измерения нестандартных размеров и сложных гитарных сеток гитары Александра Терешкина. Отказавшись от прежних проверенных вещей группа играла новый материал, в котором реально давала «Кинг Кримсона». Её логическим завершением стал недоделанный альбом «Где-то в Европе», записанный полностью, но, из-за финансовых споров треть уже записанного материала было просто стёрто. Увы, уничтоженными оказались главные вещи новой программы группы. Впрочем, в будущем «Хроноп» их всё-таки записал. Да и «остатки» альбома беззубыми не назовёшь. К слову, в том же 1995 году Сергей Чиграков записывает на альбоме «О Любви» две совсем старые песни Демидова «Still Life» и «Любитель жидкости», и они обретают популярность среди поклонников Чижа.

   Творческие мытарства коллектива и новые музыкальные увлечения лидера группы Вадима Демидова приводят к попытке сделать трип-хоп программу. В группу был приглашён диджей и даже происходили поиски вокалистки (почувствуйте влияние Portishead). Далеко, правда, всё это не зашло — группа, не выдержав очередных творческих реформ, распалась. После упразднения «Хронопа» Вадим Демидов сочинительство не оставил — он поработал сонграйтером в коммерческом проекте «Замша», даже успевшего оставить след в эфире «Нашего Радио» с синглом «Моя Чечня». Остальные синглы доверия у слушателей и Михаила Козырева с компанией доверия не сыскали. И только через 4 года «Союз» выпустил двухдисковую антологию все, что группа сочинила на двойнике «Та, вместо которой».

   Волею случая, в феврале 2006 года, группа «Хроноп» собралась за праздничным столом отмечать день рождения лидера, и услышала в архивной рубрике нашерадийной «Чартовой Дюжине» оригинальную концертную запись песни «Любитель жидкости» (в их исполнении, естественно). Тут же было решено группу возродить. За год «Хроноп» в классическом составе записал альбом из совершенно новых песен с бонусом из песен архивных. Получилась этакая разовая реанимация русского рока хронометражом в один альбом. Того, что является священной коровой для всех тех же слушателей «Нашего Радио». С той искренностью, которой у выживших его представителей уже не осталось. Тексты о любви и свободе, об одиночестве и о тех, кого «двое», о том, что не с кем выпить, но не пить, об ушедшем прошлом и странном настоящем, в котором все хорошие люди отчего-то, опять же, напиваются. С музыкой, сдержанно навязчивой, симпатичной, душевной, которая при этом стала заметно проще, чем последние экзерсизы группы.

   Однако никакого широкого резонанса не последовало и в этот раз. Участники оригинального состава начали разбредаться по своим делам, в «Хронопе» началась ротация кадров. В группу взяли молодого гитариста Юрия Лисина, с которым была исполнена вторая попытка прорваться к славе. В звучании группы появилось обилие синтезаторов, сильно обновивших звучание, а Вадим позволял в текстах быть даже несколько фривольным. Альбом «Песни бронзового века» в принципе, как и предыдущий, был вполне готов прорваться в профильные радиоэфиры, хоть и был менее удачен, чем предыдущий. Среди прочего на пластинке есть трек, записанный с нижегородским симфоническим оркестром.

   Параллельно студийным альбомам, Вадим записывает целый ряд сольных акустик. Двухдисковый сборник лучших песен, не записанных на альбомах группы Хроноп, вышел на «Бомбе-Питер» под названием «Все женщины с солнца». Также, параллельно «Любителю Жидкости» Вадим записывает альбом любопытного проекта «Лучше Поздно», где его песни искусно обрамил акустическими экзотическими инструментами и электроникой Андрей Колесов из проекта ДАО. А после всех экспериментов Хроноп записывает свой opus magnum под названием «Венецианский альбом», в котором сошлось, кажется, абсолютно всё. И прежний уровень сонграйтинга, и совсем иной уровень изобретательности аранжировок, ну и концентрация песен хороших, отличных и великих из совершнно разных временных эпох — самая ранняя была написана в 1986 году, а самая поздняя — незадолго до выхода пластинки, в 2008.

   В 2010 году вышел диск «12 писем на небо», посвященный крайне любимой Вадимом небесной тематике, тяга к которой заметна и по его двум книгам, изданным издательством «Новое обозрение» (к слову, замечательных). Начинается он со стрекочущего и совершенно Эджевого гитарного проигрыша в бронебойном хите «Охота белых егерей». Дальше градус хитовости несколько снижается. После помпезности и широты «Венецианского» последовала, пожалуй, самая личная работа Вадима Демидова. К тому же, альбом вышел в день 25-летия группы. Он получился, несомненно, хорошим, но менее запоминающимся, чем прошлая работа.

   И вот, наконец, крайний альбом «Сезон Лирохвоста», вышедший в день музыкального магазина на лейбле «Геометрия». За прошедшие два года с выхода «Писем» группа опять обновила состав, и, вновь потеряв надежду покорения массового слушателя, усложняет собственное звучание. Некоторые песни явно напоминают о периоде альбома «Где-то в Европе». А с ними соседствуют реверанс в сторону блюза, традиционные вещи в стиле регги и условный романс (они, к слову, есть в каждом диске Хронопа новой эпохи), и даже привет группе Coldplay. Достойное пополнение Хроноповской дискографии, альбом, готовый соперничать с «Венецианским» и «Легче Воды» за пальму первенства в студийной дискографии. Именно с его презентацией связан приезд группы в Москву.

   История «Хронопа» насчитывает уже 27 лет. Удивительно, что несмотря на все невзгоды Вадим Демидов по-прежнему увлечен своим детищем и записывает один за одним достойнешие альбомы. В концертной ипостаси группа является почти невыездной, так что концерты за пределами Нижнего Новгорода у группы случаются очень редко (за последние пять лет те случались считанное количество раз). Так что не пропустите первый за много лет шанс услышать «Хроноп» в столице живьём. Хотелось бы верить, что не последний.

   05.05.2012, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

   http://www.zvuki.ru/R/P/27838/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Сбор средств для группы
Контакты

Организация концертов
(Вадим Демидов)
e-mail: vaddem@mail.ru
тел.: +7 951 914 6789


Андрей (все вопросы по сайту)
реклама, корректировка
e-mail: arhipov@nnovgorod.ru
+7 920 053 9790 (+ Viber)
Skype: av_arhipov